**

Фотоистория

Автор: | ярлыки:
Фотография (от греч. phos, photos - свет и grapho - пишу) - теория и практика получения видимого изображения объектов, событий, процессов на светочувствительных фотографических материалах. Фотография - отрасль одновременно и науки, и техники, и искусства она основана на способности света образовывать в светочувствительном слое фотоматериала скрытое фотографическое изображение, которое после химико-фотографической обработки превращается в видимое - негативное или позитивное.


Первоначально зародившись как способ фиксации портретных или натурных изображений, выполняемых гораздо быстрее, чем рукой художника, фотография затем проникла во все сферы человеческой деятельности. Объективность и точность фотоизображения сделали её одним из эффективных способов отображения действительности, важнейшим средством информации и документирования. Профессиональная отография широко используется в искусстве (художественная фотография), в самых различных отраслях науки (научная фотография), в технике (полиграфия, репрография и т. п.), в быту.

К своему 150-летнему юбилею (1989) мировая фотография прошла большой и сложный путь непрерывного развития и совершенствования. При этом в органичной связи развивались все стороны (отрасли) фотографии - фотоматериалы и физико-химические процессы, съёмочная фототехника, жанры и творческие приёмы.

Зарождение фотографии

Датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839 г., когда французский физик Д. Ф. Араго (1786-1853) сообщил Парижской академии наук об изобретении художником и изобретателем Л. Ж. М. Дагером (1787-1851) первого практически приемлемого способа фотографии, названного изобретателем дагерротипией.

Луи Жак Манде Дагер

Однако этому процессу предшествовали опыты французского изобретателя Ж. Н. Ньепса (1765-1833), связанные с поиском способов фиксирования изображения предметов, получаемого под действием света. Первый сохранившийся отпечаток городского пейзажа, сделанный с помощью камеры-обскуры, получен им в 1826 г. В качестве светочувствительного слоя, наносимого на оловянную, медную или посеребрённую пластинки, Ньепс использовал раствор асфальта в лавандовом масле. Пытаясь реализовать изобретение, автор 28 декабря 1827 г. направил "Записку по гелиографии" и образцы своих работ в Британское Королевское общество. В 1829 г. Ньепс заключил с Дагером договор об образовании коммерческого предприятия "Ньепс - Дагер" для совместной работы над усовершенствованием способа, изобретённого Ньепсом и Дагером. Продолжением разработок Ньепса были последовавшие работы Дагера, к-рый уже в 1835 г. открыл способность паров ртути проявлять скрытое изображение на экспонированной йодированной несеребряной пластине, а в 1837 г. смог зафиксировать видимое изображение. Разница в светочувствительности по сравнению с процессом Ньепса при использовании хлористого серебра составляла 1:120.

Жозеф Нисефор Ньепс

Расцвет дагерротипии относится к 1840-60-м гг. Почти одновременно с Дагером о др. способе фотографии - калотипии (талботипии) сообщил англ. учёный У. Г. Ф. Талбот (1800-77). К фотографическим опытам он приступил в 1834 г. и в 1835 г. получил фотографию с помощью предложенного им ранее "фотогенического рисования". Патентна этот способ был выдан в 1841 г. В январе 1839 г., узнав об изобретении Дагера, Талбот попытался доказать свой приоритет. Его брошюра "Доклад по искусству фотогенического рисования, или Процесс, с помощью которого естественные объекты могут быть изображены без помощи кисти художника" явилась первой в мире публикацией по фотографии (вышла 21 февраля 1839 г.). Существенным недостатком "фотогенического рисования" было длительное экспонирование. Сходство способов Дагера и Талбота ограничивалось использованием йодистого серебра в качестве светочувствительного слоя. В остальном, различия были принципиальны: в дагерротипии получалось сразу позитивное зеркально отражающее серебряное изображение, что упрощало процесс, но делало невозможным получение копий, а в калотипии Талбота изготовлялся негатив, с помощью которого можно было делать любое число отпечатков, реализовывалась двухступенчатая негативно-позитивная последовательность процесса - прототипа соврем, фотографии.

Ни Ньепс, ни Дагер, ни Талбот не пользовались термином "фотография", который был узаконен и получил право на существование только в 1878 г. в Словаре Французской академии. Большинство историков фотографии считают, что термин "фотография" был впервые применён англичанином Дж. Гершелем 14 марта 1839 г. Однако известна и др. версия, отдающая приоритет берлинскому астроному Иоганну фон Мадлеру (25 февраля 1839 г.).

Дагерротипию и талботипию сменил мокрый коллодионный процесс, предложенный в 1851 г. англ. скульптором Ф. С. Арчером (1813-1857) и получивший распространение в 1851-70-х гг. (в некоторых специальных видах фоторабот в полиграфии используется и в настоящее время). Суть его в том, что на стеклянную пластинку непосредственно перед фотографированием наносился раствор коллодиона, содержавший йодид калия. Такая пластинка могла быть использована только в мокром состоянии, что являлось существенным недостатком метода, к тому же применение его ограничивалось гл. обр. портретными работами в павильонах, имевших лаборатории.

Мокрый коллодионный способ не дал удовлетворительных результатов из-за незначительной светочувствительности соответствующих слоев и необходимости приготовления их непосредственно перед съёмкой. Энергичные поиски в направлении повышения светочувствительности и создания сухих фотографических слоев привели к открытию сухих броможелатиновых пластинок англ. врачом Р. Л. Мэддоксом (1816- 1902), опубликовавшим в 1871 г. статью "Эксперимент с желатиновым бромидом" о применении желатина вместо коллодиона в качестве связующего для бромида серебра. Введение сухих бромосеребряных пластинок позволило разделить процесс фотографии на 2 этапа: промышленное изготовление светочувствительных слоев и собственно фотографию, т. е. использование готовых фотоматериалов с целью получения негативных и позитивных изображений. 1880-е гг. стали началом периода развития современной фотографии. Этому в значит, мере способствовало получение фотоматериалов достаточно высокой чувствительности. Действительно, если при гелиографии выдержка составляла 6 ч, дагерротипии - 30 мин, калотипии - 3 мин, мокром коллодионном процессе - 10 с, то с применением бромосеребряной желатиновой эмульсии она уменьшалась до 1/100 с.

Важную роль в развитии фотографии на галогеносеребряных светочувствительных слоях сыграло открытие в 1873 г. немецким учёным Г. Фогелем (1834-98) оптической сенсибилизации, т. е. расширения спектральной области чувствительности слоев путём введения в них красителей, поглощающих свет больших длин волн, чем галогениды серебра, которые чувствительны только к голубым, синим и фиолетовым лучам (длина волны до 525 нм). Фогель показал, что добавление в эмульсию, напр., жёлто-красного красителя кораллина приводит к увеличению чувствительности к зелёным и жёлтым лучам (до 600 нм). Уже в 1880-х гг. большинство выпускаемых фотоматериалов были ортохроматическими, французы Ж. Клейтон и П. Атту в 1882 г. использовали эозин для получения первых изохроматических пластинок (чувствительных к длинам волн 620-650 нм). В 1906 г. были изготовлены панхроматических пластинки (до 660-730 нм). И, наконец, были получены изопанхроматических фотоматериалы, у которых светочувствительность выравнена для всех длин волн в диапазоне 400-700 нм. Спектральная сенсибилизация позволила не только исправить передачу цветов при фотографировании, но и стала шагом в развитии цветной фотографии. К концу века ломкие и тяжёлые стеклянные пластинки были заменены фотоматериалом на эластичной лёгкой и прозрачной основе, инертной к химикатам.

Изобретатель фотоплёнки американский фотолюбитель Г. В. Гудвин (1822- 1900) в 1887 г. подал заявку на изобретение "Фотографическая плёнка и процесс её производства". Введение фотоплёнки, а затем разработка Дж. Истменом (1854-1933) системы фотографии с использованием данного фотоматериала привели к фундаментальным изменениям в фотопромышленности, сделали фотографию доступной массовому потребителю как технически, так и экономически.